🔆ТРАДИЦИИ ВЕЛИКОУСТЮГСКОЙ РОСПИСИ ПО БЕРЕСТЕ В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ🔆 История Великого Устюга берет свое начало в далеком XII веке. Благодаря своему выгодному географическому положению- на слиянии рек Сухоны и Юга, город активно развивается и с середины XVI века становится крупным торговым и ремесленным центром. Располагаясь на пересечении торговых путей того времени, Великий Устюг стал центром уникальных высокохудожественных ремесел и промыслов: чернения по серебру, кованого и просечного железа, нигде более не встречающегося "мороза по жести", финифти, ювелирной филиграни, резьбы и росписи по бересте. Народные мастера на протяжении веков сохраняли и развивали местные традиции, что и обусловило уникальность великоустюгских промыслов и ремесел. XVII век- период расцвета иконописного искусства в Великом Устюге. Быстрое строительство каменных храмов и необходимость обустройства иконостасов способствовали росту числа художников-иконописцев. Их работы украшали не только местные соборы, но и охотно покупались заезжими купцами, благодаря которым известность об умельцах разошлась по всей стране. Устюжских мастеров приглашали для работы в Москву. Художники-иконописцы участвовали в росписи Успенского и Архангельского соборов Московского Кремля, интерьеров Дворца Алексея Михайловича в селе Коломенском. Народные мастера выполняли заказы церквей и монастырей. Они же стали украшать росписью и бытовые вещи. Если иконы писались в строгом соблюдении церковного канона, то при росписи предметов быта мастер мог проявить фантазию и рисовать сюжеты по своему желанию. Также, как и при написании икон, художники при росписи бытовых вещей использовали яичную темперу. Позже, в XVIII веке её заменят на более дешевые краски. В XVII веке живописное искусство было еще тесно связано с иконописью. Поэтому в народном творчестве использовались те же стилистические приемы и техники, что и в иконописи. Мастера- живописцы передавали по наследству свои умения. Потомственное занятие переходило прозвище- к имени добавлялось "иконник"- Иван-иконник, а потом прозвище становилось фамилией- Иван Иконников. Так, параллельно с иконописью возникла и развивалась роспись по дереву и бересте. На протяжении веков в Великом Устюге сформировалось три разновидности росписи по дереву. Первый вид- это сундучная роспись. По всей стране расходились знаменитые великоустюгские сундуки- теремки и сундуки- подголовки, богато украшенные росписью и окованные полосами узорного просечного железа. Сундук-теремок имел прямоугольную форму с крышкой в виде пирамиды, отчего напоминал древнерусскую архитектурную постройку, за что и получил свое название. Делался сундук из самой прочной древесины- из дуба, а снаружи оковывался полосами железа. Крышка крепилась к сундуку с помощью металлических петель. Чем больше было петель, тем прочнее был сундук, и соответственно, дороже ценилось изделие. Окованный сундук-теремок мог приобрести только состоятельный человек. Для большей нарядности такой сундук доверяли расписывать только мастерам-художникам, а изнутри могли обить узорной тканью. Сундук-подголовок имел форму, удобную для подкладывания под голову. В таких сундуках хранили особо ценные вещи- документы, драгоценности, деньги, книги. Для сохранности его помещали в самое надежное место- под голову. В следствие этого сундук имел определенную форму- как правило, прямоугольную- небольшого размера с покатой крышкой. Также, как и сундук-теремок, сундук- подголовок снаружи оковывался полосами обычного или просечного железа. Росписью украшались внутренние стороны крышки и стенок сундука. Изделие получалось особо нарядным благодаря тонким плавным линиям "травного узора", столь характерного для художников-иконописцев XVII века. В XVIII веке к орнаментальной росписи добавляется сюжетная. Как правило, в клейме рисовался заранее продуманный сюжет, а оставшееся свободное пространство (за границами клейма) заполнялось растительным орнаментом- гибкие стебли цветов (- стилизованный цветок тюльпана) и побегов полностью закрывали свободную поверхность. На сохранившихся до наших дней сундуках можно увидеть изображения легендарного богатыря Полкана, мифического богатыря Самсона, Бовы Королевича и Королевны Дружевны, популярного на Руси Александра Македонского, мифических Грифонов и Единорогов, царя зверей Льва и владычицу океана Стратим-птицу. Самым любимым цветком у художников был стилизованный цветок тюльпана. Следующий вид- это коробеечная роспись. Короб, коробейка, коробья- небольшой деревянный сундучок со скругленными углами. В прошлом их чаще делали из липового луба, гладкая поверхность которого была удобна для росписи, реже из осины или ясеня. Верхний слой древесины- луб- заготовляли в конце весны- начале лета, во время сокодвижения. Из куска луба делали заготовку под коробейку- сгибали по размерам стенки, края накладывали один на другой и прошивали. По размеру корпуса из ели выстругивали дно и крышку. Чтобы дно крепко держалось, его надо было вставить в распаренную лубяную заготовку. Высыхая, стенки плотно фиксировали днище. Крышку оправляли в лубяной обод и с одной стороны крепили к коробке железными петлями, с другой стороны- вешали замок. Лубяные коробейки были на Руси в большом употреблении. В них хранили самые ценные вещи, а иногда и съестные припасы. Коробью можно было встретить и в хоромах царицы, и в доме крестьянина. Разница заключалась только в том, сколько коробеек у одного хозяина и как богато они изукрашены. Известный историк быта 17 века Забелин, описывая имущество царицы Марии Ильиничны, упоминает 52 коробьи. Причём, каждый год для неё покупали ещё новые. Расписывались у коробеек наружные стенки и крышки. Лубяную поверхность перед росписью пропитывали олифой. Деревянная крышка грунтовалась составом из мела и клея. При росписи поверхность наружных стенок делилась широкими вертикальными полосами на ряд прямоугольников, в каждом из которых рисовался какой-нибудь сюжет. Как правило это были изображения исторических, сказочных или мифологических персонажей, птиц и животных; также могли рисоваться различные жанровые сценки. Вся остальная поверхность плотно заполнялась растительным- или как тогда говорили- травным орнаментом. Коробеечная роспись более простая по выполнению. Очевидно, став промыслом, ею стали промышлять не только художники-иконописцы, но и обычные крестьяне. Третий вид росписи- сложноорнаментальная, которую ещё называют "царской" росписью за многоцветие и красоту. Также, как и сундучная, выполнялась на внутренних стенках сундуков. Примерно со второй половины 19 века про великоустюгскую роспись ничего неизвестно. Постепенно её забыли. Не сохранилось изделий того времени. Почему так произошло, ученым еще предстоит узнать. Что такая роспись существовала, знал только узкий круг специалистов по северным росписям. Возвращение традиционного промысла из небытия началось в восьмидесятые годы двадцатого столетия. В 1979 году великоустюгская роспись заинтересовывает выпускницу Абрамцевского художественно-промышленного училища Татьяну Юрьевну Беляеву (Лабутину). В следующем году при великоустюгской фабрике художественных кистей в цех художественных изделий набирается небольшая группа художников. В 1981 году основывается фабрика "Великоустюгские узоры", куда и переходят работать художники. Копируя и творчески перерабатывая старые приемы и техники росписи, создается новая оригинальная школа. Появляются новые сюжеты- сцены чаепития, веселых гуляний, ярмарок, детских забав; в растительном орнаменте не забыто изображение тюльпановидных цветов. Современные художники используют в своих работах старинные виды росписи, только вместо лубяных расписывают берестяные короба и туески, хлебницы, шкатулки, декоративные тарелки и многие другие предметы. Следует отметить, что роспись прошлых веков выполнялась не так, как работают современные мастера. В старину сначала пером наносился контур черной краской, а после высыхания рисунок раскрашивался. В наше время техника росписи поменялась. Теперь рисунок выполняют кистью мазками с последующей графической обводкой черной краской. Контур не всегда точно совпадает с нанесенным мазком. Он как бы корректирует и совершенствует его форму, а своеобразные просветы между мазком и контуром вносят в роспись лёгкость и воздушность. Преобладающая цветовая гамма сохранена- это желтый, красный, коричневый, зеленый цвета. В 1989 году в Москве Научно-исследовательский институт художественной промышленности проводил для художников семинар. На фабрике художники расписывали изделия массового спроса, которые охотно раскупались в сувенирных магазинах по всей стране. Главное требование- не повторять сюжет росписи при украшении однотипных изделий. Потом в трудные перестроечные времена, по понятным для всех причинам, интерес к росписи пошел на спад, и бригада художников была распущена. С годами налаживалась жизнь, люди потянулись к прекрасному, опять стали интересоваться предметами народного искусства. И подтверждением тому служит работа по возрождению и сохранению великоустюгской росписи в Центре традиционной культуры "Лад". Художники расписывают самые разнообразные предметы быта, участвуют в фестивалях и ярмарках, разработана и развивается программа по обучению росписи взрослых и детей. Девизом выбрана народная мудрость: "Учись показом, а не рассказом!" Центр традиционной культуры "Лад" участвует в фестивалях и конкурсах, ярмарках и выставках декоративно-прикладного искусства. Копылова Елена Анатольевна прошла творческий путь от ученицы на фабрике "Великоустюгские узоры", куда пришла сразу после окончания школы, до одного из лучших художников Центра. Имеет звание Народного мастера России и предпочитает работать в сложноорнаментальной технике росписи по бересте. Очень интересны совместные работы Копыловой Елены Анатольевны с художником, мастером шемогодской резьбы по бересте Татьяной Георгиевной Вязовой. В одном изделии удачно сочетаются два древних великоустюгских промысла- полихромная роспись и кружевная шемогодская резьба по бересте. Хочется надеяться, что тяжелые времена у промысла миновали и народные мастера будут и дальше сохранять, и развивать народные традиции для потомков. Источники информации: Коллекции: Климова Ольга Николаевна, 06.06.2013г., фото-видеофиксация. Литература: Жегалова С.К. Русская народная живопись. - Москва: Просвещение, 1974. -191с. Шильниковская В.П. Великий Устюг. -Москва: Стройиздат, 1987. -255с. Олейник Т.М. Народные росписи по дереву вологодских земель//Сохранение и возрождение фольклорных традиций. - Вып. 12. - Москва: ГРЦРФ, 2003. -с.92-95. Капустина А.В., Сыроватская Л.Н., Чебыкина Г.Н. Великий Устюг. - 2012.-96с. Видео: программа "Ремесло", выпуск № 94 "Великоустюгская роспись" на телеканале "Загородная жизнь", производство- 000 "Нью Медиа", 2013 / Автор: Климова О.Н. #Вологодская_область #ремесло #традиционная_роспись #береста #Великоустюгские_узоры #объект_нематериального_культурного_наследия #ГРДНТимПоленова #грднт_им_ВД_Поленова #МКРФ #минкульт #россия #культурароссии #russia #culture #ГРДНТ #Живые_традиции_народов_России